Роман Клейн: отец русской индустриальной архитектуры

Роман Клейн: отец русской индустриальной архитектуры
Любоваться лофтами интереснее хоть немного представляя себе их предысторию, а рассказать о московской промышленной архитектуре рубежа XIX и XX веков невозможно без рассказа об архитекторе Романе Клейне (1858-1924).

Сегодня Роман Клейн больше всего известен, пожалуй, двумя своими проектами - Музеем изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина) и магазином Мюр и Мерилиз на Петровке (нынешний ЦУМ). При этом он автор более 60 зданий в Москве и если все их разместить на одной территории, получится ни много ни мало - целый город, и город, надо сказать очень разнообразный, как по архитектуре, так и по стилистике.

Клейн отличался удивительной работоспособностью и плодовитостью, чего он только не строил: и частные особняки, и больницы, и магазины, и музеи, а самое замечательное, что работал он абсолютно во всех "имевших хождение" стилях - от классицизма (Музей Пушкина) до готики (Мюр и Мерилиз), а то и вовсе предпочитал творить в неорусском духе с балясинами и наличниками (Средние торговые ряды).
Зарекомендовавший себя виртуозным мастером эклектичных особняков и прихотливых магазинов, одновременно с этим он стал одним из первых русских архитекторов, всерьез работавших над активно растущей в Москве промышленной архитектурой.

Пик "индустриального бума" в России пришелся на последнюю треть XIX века: практически все возводящиеся по стране фабрики были выдержаны в актуальном в те годы общеевропейском "индустриальном стиле", привезенным вместе с самыми современными станками из Великобритании: большие краснокирпичные сооружения, как правило многоэтажные, с металлическими каркасами (которые тогда как раз только-только уверено вошли в обиход), большими окнами, ритмично повторяющимися на протяженных фасадах. В Москве такую архитектуру ко всему прочему часто дополняли белыми деталями - в угоду всегда любимой в первопрестольной красно-белой гамме.
 
Клейн — возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени был постоянным архитектором  крупнейших московских промышленников: семьи Жиро, Ю. П. Гужона, А. О. Гюбнера. Среди построек Клейна — шелкоткацкая фабрика Жиро (сейчас  «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе) с фабричными корпусами и изящной неоклассической Картинной Галереей Жиро, покрытой росписями,  первые корпуса "Второго автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях, фабрика Симона на Шаболовке, где совсем недавно уютно расположилась Высшая школа экономики. Будучи сугубо утилитарной, эта архитектура практически всегда была не лишена и декоративной составляющей - фабричные корпуса украшали то башенки, то декоративная кладка из кирпича, то эффектной формы окна.  Так, создавая для дуэта Мюра и Мерилиза, уже известного по сотрудничеству над универсальным магазином, здание фабрики в Столярном переулке (сейчас фабрика "Рассвет"), Роман Клейн обратился к неоготике, создав фабричный комплекс похожий на суровый шотландский замок (угождая вкусам владельцев-шотландцев), здание фабрики «Электросвет» он решил как настоящую краснокирпичную крепость, придающую немалую экзотичность Малой Пироговской улице, а в восточном крыле Бадаевского пивоваренного завода - не забыл и про любимые неорусские мотивы.

Удивительно, но при глобальной перестройке Москвы, какую мы наблюдаем в последние 80 лет, большая часть фабричных строений Клейна сохранилась. Многие, такие как Красная Роза и фабрика Симона, уже перестроены, что-то,например винные склады Депре, в процессе преображения в современные лофты, но многое все еще ждет чудесных превращений.


Комментарии
Вам также будет интересно