Парк Дора в Турине

Многие современные города, которые в недавнем прошлом славились своей индустриальной мощью, вынуждены так или иначе осваивать освобождающиеся постиндустриальные территории: места вечно не хватает. Хорошо, если речь идет о качественной промышленной архитектуре, примеры ее чудесных перевоплощений мы видим постоянно. Но вот что делать со всеми этими гигантскими территориями сравнительно современных заводов с огромными коррозирующими цехами из металла и бетона и унылыми заброшенными пустырями? А ведь таких территорий по-прежнему очень и очень много.

Пожалуй, один из самых интересных вариантов подобного редевелопмента – Парк Дора в Турине. Индустриализация Турина началась в 19-м веке и достигла своего апогея в первой половине 20-го века, когда был создан мощный сталелитейный завод Fiat Ferriere Piemontesi и несколько крупных заводов, в частности по производству шин Michlen. Промзоны в городе возникли преимущественно по берегам реки Дора-Рипария, ее воды были нужны заводам по техническим соображениям.

Город постепенно рос и жилые кварталы "перешагнули" за предприятия и обступили их со всех сторон, а последние морально устарели.  В 1980-х большинство из них закрылось и переехало, а центре Турина образовались огромные требующие реконструкции пространства. Так, с 1998 была начата масштабная городская программа регенерации промзон.

Самая грандиозная часть программы – превращение 45га бывших промзон – в … парк. Автором проекта стал живая легенда современной ландшафтной архитектуры Петер Латц и его бюро Latz + Partner, знаменитые тем, что уже 20 лет назад первыми предложили образ «постиндустриального парка» с сохраненными в нем живописными деталями промышленного прошлого, словно побежденного природой. За это 20 появилось уже достаточно много подобных парков, а сам образ заросших зеленью руин практически стал классикой, но Парк Дора – пожалуй, самый масштабный из всех этих проектов.

Парк состоит из 5 разных зон, Lotti, получивших имена по названиям тех предприятий, что находились здесь до редевелопмента.

В части Ingest сохранены внушительные стальные опоры  промышленных цехов, которые стали основой для разнообразных мостиков, переходов и смотровых площадок. Внутри толстых стен создан «тайный сад» – hortus conclusus. Рядом расположена церковь Санто-Вольто которая также «осваивает» индустриальное наследие. Дело в том, что ее автор, знаменитый архитектор Марио Ботта, сохранил старую трубу сталелитейного завода, превратив ее в колокольню. Окруженная спиралевидной конструкцией из тонкой стали, напоминающей о «терновом венце», отныне она увенчана крестом.

В зонах Vitali и Корсо-Мортаро главное – остатки огромного сталепрокатного цеха. Его 30-метровые красные опоры образуют «футуристические джунгли», а в секции, где сохранены перекрытия, проводят концерты и праздники, а в свободное время тренируется на скейтах молодежь.

Территория Michelin превращена в цветущий луг, на котором высятся градирни: их доступный теперь «интерьер» занят светомузыкальными инсталляциями.

Парк совсем новый, он открылся только в 2011 году: деревья и прочая растительность пока еще слишком молодые, чтобы позволить ему сразу стать полноценной зеленой зоной. Но время идет, парк меняется, медленно, но верно двигаясь к тому образу, что придумал талантливый Петер Латц, прекрасному и немного жутковатому образу «земли после человечества».

 

Фото: © Ornella Orlandini, Andrea Serra, Heidemarie Niemann, Mattia Boero

Комментарии
Вам также будет интересно