Завод Арма: не теряющий актуальности

В Москве уже сложилось немало интересных  лофт-кварталов и, казалось бы, мы к ним вполне  привыкли, но переживающая перестройку «Арма» все равно удивляет и притягивает внимание: в отличие от других заводов и фабрик у нее есть неоспоримый козырь – четыре огромных круглых газгольдера, единственных на всю столицу.

Московский газовый завод был построен в третьей четверти 19 века, на волне всеевропейского перехода на газовое освещение улиц, которое пришло на смену масляным и керосиновым фонарям.  В 1861 году одна немецкая фирма сделала московскому генерал-губернатору революционное предложение: устроить газовое освещение. Начальство организовало конкурс, который вместо немцев выиграла английская фирма «Букье и Голдсмит», позже получившая название Английское общество “City of Moscow gas company, Limited”.

С 24 июля 1865 года в Кобыльской слободе закипела работа — началось строительство Московского газового завода. Завод не случайно строился в центре города рядом с Курским (Нижегородским) вокзалом: это облегчало условия подачи газа в центр города и обеспечивало доставку угля железнодорожным транспортом. Участок был очень удобным для устройства предприятия еще и потому, что в ближайшем окружении не было жилых домов, а открытое русло реки Черногрязки обеспечивало пожарную безопасность завода. Уже к первому января 1868 года общее количество фонарей в Москве достигает 9327 штук. Московский газовый завод по заключению экспертов признается самым большим в мире!

На заводе светильный газ вырабатывался путем сухой перегонки каменного угля в специальных ретортных печах. Уголь без доступа воздуха нагревался до температуры 1100 градусов по Цельсию. При этом из угля выделялись летучие вещества, которые называли светильным газом. Светильный газ из реторт через гидравлический затвор и газосборник поступал в систему водяных и воздушных холодильников, где очищался от пыли и грязи. Далее очищенный газ попадал в здание счетчиков и регуляторов, а потом в газгольдеры, которые вмещали около 13,5 тыс. куб. метров газа. Газгольдер представлял собой очень большой колокол, плавающий в водяном бассейне.Термин «газгольдер» возник в Англии (от gas — «газ» и holder — «держатель»).

Проектированием московских газгольдеров руководил знаменитый архитектор того времени, автор многочисленных зданий в Санкт-Петербурге и в Москве Рудольф Бернгард. В свою очередь, проект двух двухэтажных корпусов для проживания рабочих разработал ученый Федор Дмитриев. Заводские здания выстроены в стиле «краснокирпичной архитектуры». Тогда именно так возводили почти все промышленные сооружения. Дешевый красный кирпич был главным материалом и для основных объемов, и для декора. Кирпичом выкладывали и арочные пояса вдоль стен,  фигурные обрамления окон. Для большего контраста и красоты некоторые детали красили в белый цвет. Среди исследователей есть мнение, что конструкцию перекрытий газгольдеров разработал русский инженер, архитектор, изобретатель, ученый, автор знаменитой башни на Шаболовке Владимир Шухов.

В 1905 году, когда срок английской концессии закончился, завод перешел в руки города. В течение трех десятилетий XX века жизнь на заводе, можно сказать, бьет ключом. Затем, с появлением новых заводов, как в черте Москвы, так и за ее пределами, мощности и значение этого некогда важного постепенно падают.

В послевоенные годы мощностей газового завода для обеспечения нужд столицы не хватало, поэтому в Москву была протянута сеть газопроводов из других городов. А еще через  30 лет в конце 1970х, согласно Генеральному плану развития Москвы, завод оказался в списке предприятий с экологически вредным производством, которые необходимо было вынести за черту города… В 1950-х годах завод был перепрофилирован на изготовление газового оборудования: плит, счетчиков и другой техники. За все это время корпуса предприятия обросли многочисленными пристройками, в некоторых газгольдерах были прорублены окна и сделаны перекрытия. В 1990-х годах на заводе стали выпускать газозапорную арматуру, а само предприятие было переименовано в завод «АРМА».

В 2002 году производство было остановлено, а пустующие цеха завода стали заселять арендаторы. Постепенно бывший завод  стал местом притяжения творческих людей и светской публики. В 2003 году на «Арму» пришли разной степени известности музыканты, дизайнеры, продюсеры, среди которых Денис Симачев, Катя Гомиашвили, Александр Якут, медиагруппа «Живи!», журнал «Сноб» и многие другие. Некоторые успешные компании взяли в качестве своих имен местные названия. Так, ведущий техно-клуб столицы стал называться «Арма17», а одно из творческих объединений получило имя «Газгольдер».

Жизнь кипела, но здания ветшали. Была нужна реконструкция и как всегда со зданиями, у которых важна история – дебаты о допустимости и масштабах перестройки сильно затянулись. В 2006 году вышло Постановление правительства Москвы «О разработке градостроительной документации на реорганизацию производственной территории ОАО «АЗ «АРМА» с последующим строительством многофункционального комплекса по адресу: Нижний Сусальный пер., вл.5».

В 2013 году произведена реставрация и реконструкция основных строений завода Арма. Часть зданий, в первую очередь сами газгольдеры были реконструированы с изменением облика (например, появился верхний застекленный этаж, расширены оконные проемы), что-то было тщательно реставрировано, что-то перестроено до неузнаваемости, например уродливый послевоенный корпус стал современный зданием в лофт-стилистике. Тех, кто привык видеть «Арму» альтернативным арт-кластером, подобная джентрификация смущает – ведь бывший завод покинули клубы и большая часть малых «креативных арендаторов»...  И все же несмотря на все изменения, эта часть города получила новый образ, новый статус и в очередной раз зажила совсем новой, на сей раз вполне респектабельной жизнью. 

Фото: пресс-служба


Комментарии
Вам также будет интересно