Удача острова «невезения»

Три столетия Новая Голландия была одним из самых загадочных островов Петербурга – попасть туда «простым смертным» было невозможно. В петровские времена здесь порт, военные склады, тюрьма, в советские - секретные объекты, в постсоветские – многолетняя замороженная стройка. Новой Голландии не везло: заборы, пожары, уничтожение зданий, невероятные аппетиты новых олигархов-застройщиков. Комплекс в народе прозвали «островом невезения».

И наконец питерской Голландии повезло: в июле Совет по сохранению наследия Петербурга дружно поддержал концепцию реставрации бывших складов. Теперь здесь будет культурный центр, немного офисов и много деревьев. За реконструкцию взялось голландское бюро WEST 8, специализирующееся на ландшафтном дизайне и освоении публичных пространств. Согласно обновленному плану реконструкции «Новой Голландии», вдоль Адмиралтейского канала и территории, прилегающей к внутренней акватории острова, будет создан полноценный городской парк, водоем зимой будет превращаться в каток. Бывшая тюрьма гостиницей не станет, там будут офисы, ее внутренний двор будет перекрыт стеклянной крышей, не нарушающей высотный регламент.

«Не лезь в бутылку!» это расхожее выражение появилось здесь, в «Новой Голландии», на берегах Невы. На рукотворном острове в 1820-е годы по проекты А. Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней, а в народе прозвали «бутылкой». Не только этим знаменита питерская Голандия. Отсюда по радио большевики объявили о революции. К сожалению, это здание, как и многие другие, не являющиеся памятниками, снесли в процессе подготовки к предыдущему проекту реконструкции, который был разработан бюро Нормана Фостера по заказу девелоперской компании ООО "СТ Новая Голландия". Планировалось построить на острове в 7,8 га 68 000 кв. м разной недвижимости. На радость защитникам памятников и исторической аутентичности города у компании начались финансовые затруднения и проект не был реализован.

Сами острова появились еще в 1719 г., когда между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство названия легенда приписывает самому Петру Первому. По его указу в 1721 г. «Новая Голландия» стала первым военным портом России.
Через 10 лет Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты для строительства и ремонта судов. С течением времени места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные.
Как архитектурный комплекс «Новая Голландия» сформировалась в 1765-1780 гг. В основу нового складского комплекса был положен проект Чевакинского, он предложил сушить лес не в штабелях, а стоймя, чтобы увеличить вместимость складских. Здания были построены из красного кирпича, без штукатурной отделки. Отделку фасадов производили уже по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота в 1788 г. Его перу принадлежит знаменитая классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с Мойкой. Ее высота — 23 метра, а ширина пролета — 8 с лишним метров.
Сегодня на острове 11 зданий признаны памятниками промышленной архитектуры. По новому проекту их будут восстанавливать. Первый этап реконструкции завершится к концу 2015 г., после этого остров уже не будут закрывать для посетителей. Окончательно реновацию закончат в 2017 г.
Комментарии
Вам также будет интересно