Колыбель промреволюции

Лоуэлл — город в штате Массачусетс — в XIX веке стал колыбелью индустриальной революции в США. Ныне это национальный исторический парк. Превращения города были порой мучительны, но прекрасны.

Уже в начале 1820-х годов Восточный Челмсфорд (позже переименованный в Лоуэлл по имени одного мануфактурщика) стал важным текстильным производственным центром вдоль реки Мерримак.
Для текстильного производства нужна, как известно, вода. Много воды. Река Мерримак не могла обеспечить всё и вся. И тогда начали рыть каналы. В 1803 году построили канал Миддлсекс, позже канал Потакет. Общая длина рукотворных водных сооружений достигла 9 км.
Промышленный Лоуэлл был построен как ответ на негуманные заводы Старого Света. Изначально фабрики в городе были спланированы с зелеными зонами, общежития для мигрантов (среди которых было много молодых женщин) были достаточно комфортны. По тем временам, конечно.

Но к середине ХХ века текстильная промышленность США после окончания Второй Мировой войны испытала острое падение производства. В 1960-х годах многие заводы Лоуэлла были остановлены, а затем — брошены на произвол судьбы.
И ждала бы Лоуэлл печальная судьба депрессивного городка с опустившимися жителями... Но для его спасения объединилось много людей: чиновники, математики, преподаватели, жители. Так, конгрессмен Ф. Брэдфорд Морзе помог с получением статуса Model Cities. Брендан Флеминг после его выборов в муниципальный совет Лоуэлла предложили концепцию первого исторического квартала «Район Завода и Канала», которая была одобрена в 1972 году.
Усилия не пропали даром. В 1974 году конгресс утвердил решение о создании гигантского промышленного парка.
Mногие исторические достопримечательности города находятся под охраной Управления национальных парков США.
Сейчас в промпарке есть музей текстильной промышленности Boott Cotton Mills, образовательный центр промышленной истории Tsongas, культурный центр Morgan. Часть помещений занимают офисы и компании программного обеспечения. Бывшие фабричные каналы очистили, благоустроили. По ним проходит самый прекрасный туристический городской маршрут.
Еще один любимый гостями маршрут — на трамвае. Исторический трамвайчик отвезет от информационного центра Управления национальных парков США и прилегающей к нему парковки до музеев и культурного центра.
Для воплощения огромного проекта промышленного парка потребовалось 20 лет. Да и сейчас постоянно что-то возникает, трансформируется, развивается. Например, в 2011 году решили расширить горячо любимую туристами трамвайную сеть, добавить новую линию на 11,1 км с 20-ю станциями.
Жизнь города продолжается. Продолжаются и его удивительные превращения
Комментарии
Вам также будет интересно